История создания пластиковых карт

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

Принято считать, что впервые идея использования кредитной карточки была предложена Эдуардом Беллами в книге «Глядя назад» в 1880 году. Однако его предложение было воплощено в жизнь лишь в начале XX века. Тогда некоторые американские нефтяные компании, отели и магазины, чтобы привязать своих самых богатых клиентов к своей сети магазинов и продавать им наиболее дорогие товары, стали выпускать специальные карточки. Во-первых, они позволяли следить за счетом клиента и обеспечивали механизм записи его покупок. А во-вторых, их появление стало логическим продолжением распространенной в то время оплаты в рассрочку. Такие товарные карточки делались из картона, на котором были написаны или выдавлены данные ее владельца.

В 1914 году известная фирма Mobil Oil стала выпускать так называемые «карты учтивости» (courtesy cards), благодаря которым водители могли оплачивать топливо и делать покупки на любой бензоколонке.

В следующее десятилетие многие крупные компании начали предлагать такие нововведения, как плата за финансовые услуги, 30-дневный период отсрочки по платежам и многие другие – и все ради максимального дохода от операций по картам.

И в 1928 году Бостонская компания Farrington Manufacturing начала выпуск первых пластиковых карт. Они предназначались самым важным и надежным клиентам и представляли собой металлические пластины с выдавленными данными держателя. Для расчета с помощью такой карты ее владельцу необходимо было вставить карту в специальное устройство, называемое импринтером, и данные оттиска отпечатывались на именном чеке.

РАСЦВЕТ ЭПОХИ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

Считается, что эра современной универсальной кредитной карты началась с основания в 1950 году в США Фрэнком К. Макнамарой, Альфредом Блумингдейлом и Ральфом Снайдером компании Diners Club. Пластиковая карта Diners Club стала первой универсальной картой, позволяющей совершать покупки в торговых точках по всей стране. Важным пунктом развития платежной системы стало введение третьей стороны в кредитных операциях. Таким образом Diners Club становилась посредником между покупателем и фирмой, предоставляющей различные товары и услуги, обеспечивая кредит одному и другому и беря на себя плату за услуги. Следует отметить, что ни торговые компании, ни рядовые граждане (покупатели) не спешили становиться участниками этой программы. Препятствием для распространения универсальных карт Diners Club было сопротивление со стороны американских авиакомпаний, нефтяных компаний и крупных торговых фирм, выпускавших свои карты. Они не хотели предоставлять скидку третьей стороне и боялись, что новая карта ослабит их отношения с клиентами.

Несмотря на все трудности, основатели Diners Club были уверены в успехе. После Второй мировой войны в США начался бурный рост популярности кредита. Впервые за всю историю большая часть американцев стала зарабатывать больше, чем это требовалось для удовлетворения основных нужд.

Расцвет пластиковых карт начался с появлением знаменитой сейчас на весь мир карты American Express. Она была выпущена 1 октября 1958 года, а уже через год обладателями таких карт стали более 475 тысяч человек и больше 30 тыс. организаций и предприятий. Такой успех объясняется рядом причин. Во-первых, компания приобрела Universal Travel Card, по которой обслуживалась Ассоциация американских отелей. А во-вторых, American Express имела огромные финансовые возможности для кредитования и огромную международную сеть, обслуживающую дорожные чеки компании.

В это же время самые крупные и влиятельные банки Америки – Bank of America и Chase Manhattan Bank – также приступили к операциям с использованием кредитных карт. К концу первого года введения карточной программы Chase Manhattan Bank уже имел 350 тысяч держателей пластиковых карточек и сотрудничал с 6 тысячами торговых компаний. Однако в дальнейшем дела пошли не так хорошо, и в 1962 году Сhase Manhattan был вынужден продать свой бизнес. Основные причины – сложности при передаче информации, мошенничество и злоупотребления клиентов.

С подобными трудностями сталкивались многие американские банки. А самой успешной стала финансовая политика Bank of America, выпускающей карту «BankAmericard». Уже в 1966 году Bank of America начал выдавать лицензии другим американским банкам на проведение операций со своими картами.

В конце 60-х годов Bank of America и Interbank провели совместную акцию по рассылке банковских пластиковых карт по почте. За короткое время число держателей карт увеличилось на миллионы. Одновременно произошел и стремительный рост числа фирм, связанных с национальными платежными системами National BankAmericard Incorporated и Interbank Card Association. Это заставило американские банки, выпускавшие независимые карты, присоединиться к одной из двух систем. К 1978 году 52 млн. американцев стали владельцами, по крайней мере, двух банковских карт.

Следует отметить, что в это время универсальные пластиковые карты делились на две категории: на финансовые (или банковские) карты и карточки для «путешествий и развлечений» (Travel and Entertainment — Т&Е). Вторая категория карт выпускалась компаниями Carte Blanshe, Diners Club и American Express. Они предназначались для путешественников, бизнесменов и помогали оплачивать различные билеты, номера гостиниц и т.д. Банковские пластиковые карты предназначались для обслуживания простых потребительских нужд. Для сравнения: в наше время такого четкого разделения нет, мы используем пластиковые карты в любых ситуациях.