Автоматизированная система оплаты и контроля проезда

Автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска 

В современном мире, когда все счета можно оплатить не выходя из дома, становится очевидно, что способ оплаты проезда с помощью бумажного проездного безнадежно устарел.

В настоящее время во многих странах мира системы оплаты проезда в городском транспорте переводят на системы с использованием бесконтактных технологий.

Бесконтакная смарт-карта в отличие от бумажного проездного имеет ряд преимуществ:

  • Позволяет производить максимально точный учет количества пассажиров в общественном транспорте
  • Предоставляет возможность записи разнообразных тарифов
  • Позволяет проверять актуальный баланс карты прямо во время поездки на транспорте
  • Удобна и проста в использовании и производстве.

Считывание информации с бесконтакной смарт-карты производится при помощи специального считывателя контроллера или стационарного валидатора, расположенного непосредственно в пассажирском транспорте.

Назначение автоматизированной системы оплаты и контроля проезда (АСОКП) в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска

Автоматизированная система оплаты и контроля проезда в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска предназначена для оплаты проезда, контроля оплаты проезда, продажи и пополнения электронных проездных документов (ЭПД) на базе бесконтактных технологий и продажи одноразовых проездных документов, а также сбора и анализа статистической информации о работе общественного транспорта.

Основные цели создания АСОКП

  • Обеспечение положительного социального эффекта для г. Минска и его жителей
  • Создание экономически привлекательной и удобной для пассажиров системы оплаты проезда на основе современных технологий
  • Повышение удобства и культуры обслуживания пассажиров. Привлечение новых пассажиров и социальных групп к общественному транспорту
  • Возможность введения дополнительных услуг и интеграции с другими видами транспорта
  • Расширение оплаты с помощью безналичных средств
  • Оптимизация маршрутной сети на основании анализа пассажиропотока
  • Повышение уровня оплаты проезда.

Основные элементы системы:

Принцип работы системы:

  • Наземный транспорт и турникеты метрополитена оснащаются валидаторами (считывателями информации) бесконтактных смарт-карт
  • Карты выпускаются в обращение эмиссионным центром Минсктранса
  • При продаже на карту заносится необходимый тариф, в дальнейшем карты могут многократно пополняться, в том числе и с помощью устройств самообслуживания
  • В транспорте пассажир подносит карту к валидатору, с неё списывается стоимость услуги по проезду, информация об оплате заносится на карту и передается в процессинговый центр
  • Контролер проверяет оплату на карте с помощью ручного считывателя бесконтактных смарт-карт
  • Вся информация о статистике продаж и использования карт собирается в автоматическом режиме в процессинговом центре и отображается в системе аналитики.

Архитектура решения

scheme_ASOKP

Автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска (схема)

 

Тарифная политика

Система обеспечивает текущую тарифную политику, поддерживает все имеющиеся на данный момент виды проездных билетов и однократную поездку.

Также все элементы создаваемой системы поддерживают возможность введения других видов тарификации:

  • Дифференцированная оплата поездки по расстоянию
  • Льготные тарифы с использованием персонифицированных карт.

Интеграция

В АСОКП заложена возможность интеграции:

  • С другими системами на базе аналогичных карт. Это могут быть как системы предоставления услуг и оплаты, так и идентификационные
  • С системой навигационного обеспечения и передачи данных. Это дает возможность реализовать систему дифференцированной оплаты проезда на пригородных маршрутах.

Защита от мошенничества

Подсистема защиты от мошенничества:

  • Анализирует информацию, поступающую в процессинговый центр
  • Выявляет факты использования нелегальных или дублированных карт, неоплаченных пополнений тарифов и т.д.

Экономическая эффективность АСОКП достигается за счет:

  • Исключения штата кондукторов
  • Увеличения оплат по разовым поездкам при вводе дифференцированной оплаты в зависимости от расстояния
  • Повышения эффективности контроля
  • Снижения расходов по реализации билетной продукции
  • Оптимизации маршрутной сети, исходя из анализа оплаченных поездок, пассажиропотоков и поведенческих моделей пассажиров.

Масштаб АСОКП г. Минска

АСОКП охватила:

  • 3 000 транспортных средств г. Минска (автобусы, троллейбусы и трамваи)
  • 2 линии метрополитена
  • 6 поездов городских линий Белорусской железной дороги
  • 500 автобусов пригородных маршрутов
  • 15 500 валидаторов
  • 8 400 компостеров
  • 500 устройств контроля
  • 700 точек пополнения
  • Автоматизация 400 турникетов в метро.

АСОКП успешно выдержала испытание существенно возросшим пассажиропотоком в дни Чемпионата мира по хоккею с шайбой, прошедшем в Минске в мае 2014 года.

В 2015 году Автоматизированная система оплаты и контроля проезда в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска признана лучшим отраслевым решением года на конкурсе «European IT & Software Excellence Awards».

По вопросам использования материалов сайта пишите на it@iba.by