Автоматизированная система оплаты проезда
Автоматизированная система оплаты проезда (АСОП) — IBA Automated Fare Collection (IBA AFC) — в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска
В современном мире, когда все счета можно оплатить не выходя из дома, становится очевидно, что способ оплаты проезда с помощью бумажного проездного безнадежно устарел.
В настоящее время во многих странах мира системы оплаты проезда в городском транспорте переводят на системы с использованием бесконтактных технологий.
Бесконтакная смарт-карта в отличие от бумажного проездного имеет ряд преимуществ:
- Позволяет производить максимально точный учет количества пассажиров в общественном транспорте
- Предоставляет возможность записи разнообразных тарифов
- Позволяет проверять актуальный баланс карты прямо во время поездки на транспорте
- Удобна и проста в использовании и производстве.
Считывание информации с бесконтакной смарт-карты производится при помощи специального считывателя контроллера или стационарного валидатора, расположенного непосредственно в пассажирском транспорте.
Назначение IBA AFC в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска
Автоматизированная система оплаты и контроля проезда в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска предназначена для оплаты проезда, контроля оплаты проезда, продажи и пополнения электронных проездных документов (ЭПД) на базе бесконтактных технологий и продажи одноразовых проездных документов, а также сбора и анализа статистической информации о работе общественного транспорта.
Основные цели создания IBA AFC
- Обеспечение положительного социального эффекта для г. Минска и его жителей
- Создание экономически привлекательной и удобной для пассажиров системы оплаты проезда на основе современных технологий
- Повышение удобства и культуры обслуживания пассажиров. Привлечение новых пассажиров и социальных групп к общественному транспорту
- Возможность введения дополнительных услуг и интеграции с другими видами транспорта
- Расширение оплаты с помощью безналичных средств
- Оптимизация маршрутной сети на основании анализа пассажиропотока
- Повышение уровня оплаты проезда.
Основные элементы системы:
- Электронный проездной документ (ЭПД)
- Валидатор бесконтактных смарт-карт
- Электронный компостер
- Турникет
- Устройства пополнения ЭПД
- Автоматизированная система диспетчерского управления IBA AVM
- Подсистема анализа и обработки информации
Принцип работы системы:
- Наземный транспорт и турникеты метрополитена оснащаются валидаторами (считывателями информации) бесконтактных смарт-карт
- Карты выпускаются в обращение эмиссионным центром Минсктранса
- При продаже на карту заносится необходимый тариф, в дальнейшем карты могут многократно пополняться, в том числе и с помощью устройств самообслуживания
- В транспорте пассажир подносит карту к валидатору, с неё списывается стоимость услуги по проезду, информация об оплате заносится на карту и передается в процессинговый центр
- Контролер проверяет оплату на карте с помощью ручного считывателя бесконтактных смарт-карт
- Вся информация о статистике продаж и использования карт собирается в автоматическом режиме в процессинговом центре и отображается в системе аналитики.
Архитектура IBA AFC
Автоматизированная система оплаты проезда (АСОП) в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска
Тарифная политика
Система обеспечивает текущую тарифную политику, поддерживает все имеющиеся на данный момент виды проездных билетов и однократную поездку.
Также все элементы создаваемой системы поддерживают возможность введения других видов тарификации:
- Дифференцированная оплата поездки по расстоянию
- Льготные тарифы с использованием персонифицированных карт.
Интеграция
В IBA AFC заложена возможность интеграции:
- С другими системами на базе аналогичных карт. Это могут быть как системы предоставления услуг и оплаты, так и идентификационные
- С системой навигационного обеспечения и передачи данных. Это дает возможность реализовать систему дифференцированной оплаты проезда на пригородных маршрутах.
Защита от мошенничества
Подсистема защиты от мошенничества:
- Анализирует информацию, поступающую в процессинговый центр
- Выявляет факты использования нелегальных или дублированных карт, неоплаченных пополнений тарифов и т.д.
Экономическая эффективность IBA AFC достигается за счет:
- Исключения штата кондукторов
- Увеличения оплат по разовым поездкам при вводе дифференцированной оплаты в зависимости от расстояния
- Повышения эффективности контроля
- Снижения расходов по реализации билетной продукции
- Оптимизации маршрутной сети, исходя из анализа оплаченных поездок, пассажиропотоков и поведенческих моделей пассажиров.
Масштаб IBA AFC г. Минска
- 3 000 транспортных средств г. Минска (автобусы, троллейбусы и трамваи)
- 2 линии метрополитена
- 6 поездов городских линий Белорусской железной дороги
- 500 автобусов пригородных маршрутов
- 15 500 валидаторов
- 8 400 компостеров
- 500 устройств контроля
- 700 точек пополнения
- Автоматизация 400 турникетов в метро.
IBA AFC успешно выдержала испытание существенно возросшим пассажиропотоком в дни Чемпионата мира по хоккею с шайбой, прошедшем в Минске в мае 2014 года.
В 2015 году Автоматизированная система оплаты проезда в коммунальном пассажирском транспорте г. Минска признана лучшим отраслевым решением года на конкурсе «European IT & Software Excellence Awards».
По вопросам использования материалов сайта пишите на it@iba.by
Новости
Читать все





































































